Главная » Новости » Новости и события » В своем докладе на Епархиальном собрании Святейший Патриарх обозначил церковную позицию по вакцинации и использованию QR-кодов

В своем докладе на Епархиальном собрании Святейший Патриарх обозначил церковную позицию по вакцинации и использованию QR-кодов

22 декабря 2021 года на Епархиальном собрании духовенства Московской епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ коснулся вопросов вакцинации и возможного использования QR-кодов при посещении общественных мест.

В докладе Его Святейшество напомнил о том, что Священный Синод Русской Православной Церкви ранее выразил обеспокоенность по вопросу использования цифровых идентификаторов и возможных последствий, связанных с цифровизацией. Вместе с тем, Святейший Владыка подчеркнул, что сеяние паники вокруг применения QR-кодов является неуместным.

Призываю всех с осторожным вниманием следить за своим здоровьем, прислу­шиваться к рекомендациям специалистов. Знаю, что многих волнует тема вак­цинации от коронавирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точ­но так же, как и во всём обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть пол­ностью добровольной, кто-то и вовсе считает её ненужной или даже неприемлемой. В мае этого года в Москве силами секретариата Межсоборного Присутствия было ор­ганизовано обсуждение данной темы с привлечением компетентных специалистов. По итогам этой встречи была сформулирована достаточно взвешенная позиция. С одной стороны, было вновь подчеркнуто, что «Русская Православная Церковь последо­вательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины». В то же время участники встречи напомнили, что «исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации», благодаря которой многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет.

Как вам известно, сам я вакцинировался ещё в прошлом году на основании рекоменда­ции врачей. При этом убеждён, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучитель­ный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является зло­употребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакци­нацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет аре­ной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей.

При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостовер­ное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверен­ных слухов и мифов относительно последствий вакцинации.

С темой вакцинации в настоящее время тесно связан вопрос о присвоении гражда­нам электронных сертификатов о прохождении медицинской процедуры, о состоянии здоровья — так называемом «иммунном статусе» с использованием QR-кодов. Оставляя за скобками весьма важные темы сохранения медицинской тайны, а также высокого риска утечек данных, следует отметить, что проблема представляется куда более широ­кой. И мы видим, что она тревожит огромное число людей.

Священный Синод в своем прошлогоднем послании 25 августа с обеспокоенностью от­метил: «Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Выраженная Священным Синодом озабоченность в полной мере сохраняется и сегод­ня. О возможных рисках, связанных с цифровизацией, Церковь неоднократно преду­преждала и ранее, в частности, предупреждения содержатся в решениях Архиерейского Собора 2013 года. Нарастающий по охвату и объёму сбор сведений о частной жизни че­ловека, в том числе о его здоровье, а также накопление и обработка соответствующих данных открывает возможность невиданного прежде контроля за жизнью людей — за их перемещениями, покупками, предпочтениями, даже за содержанием их общения.

А ведь возможность контроля — это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным. Мы видим, что в праве и политической практике многих стран мира сегодня стали при­ниматься в качестве обязательных идеи и представления, прямо противоречащие Божи­ей правде — библейскому учению о человеке, его достоинстве, о его взаимоотношениях с другими людьми. Несложно предвидеть, что нелояльность таким идеям очень скоро в це­лом ряде стран может повлечь за собой соответствующую реакцию неумолимого аппара­та принуждения, оснащенного могуществом цифровых технологий. Милостью Божией в нынешнее время в России важность сохранения и защиты традиционных религиозных и нравственных ценностей подчёркивается на самом высоком уровне государствен­ной власти, и мы твёрдо надеемся, что таковое положение будет сохраняться и далее. Однако многие люди в нашей стране обеспокоены самим риском того, что использова­ние технологии, однажды узаконенное в качестве временной меры и в исключительных обстоятельствах, впоследствии может быть возобновлено, существенно расширено и приведет к ограничению основных прав и свобод, а также к вмешательству в частную и личную жизнь людей. Люди обеспокоены введением механизма «разрешительного» порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подверга­лись сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав — таких, например, как сво­бода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не вы­полнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи между вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем.

Пользуясь случаем, с удовлетворением отмечу, что по итогам первого чтения на прошлой неделе законопроекта, касающегося использования в общественных мест QR-кодов, выдаваемых в связи с вакцинацией от коронавирусной инфекции, было предусмотрено исключение для посещения храмов (наряду с другими жизненно необ­ходимыми для людей местами). Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо ино­го гражданского разрешительного документа.

Но, как я уже сказал, вопрос носит намного более широкий характер. Мне уже до­велось говорить на тему рисков цифровизации с высокой трибуны государственной Думы Российской Федерации в ходе парламентских чтений в мае нынешнего года. Мы твёрдо надеемся, что государственная власть, в первую очередь её законодатель­ные органы прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие всё нарастающей цифровизации. Важно помнить, что любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии. Более того, использование инструментов, могущих затронуть личную жизнь и свободу каждого человека, должно проистекать из обще­ственного консенсуса и контролироваться обществом.

При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихри­ста». Грехом является и сеяние паники. Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих де­лах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, — а пресловутая «печать» является лишь внешним знаком, видимым выражением совершившейся апостасии, от которой будем твёрдо хранить себя в любви ко Христу.

Наверх