>>>>

Центральное викариатство

города Москвы

Официальный сайт

МЕНЮ

17 ноября, 2014

Экскурсия прихожан храма прп. Серафима Саровского в Андреевский монастырь и Учебный комитет РПЦ.

15 ноября состоялась экскурсия от храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Андреевский монастырь и Учебный комитет Русской Православной Церкви. Около половины двенадцатого мы спускались от Академии наук по лесенке к входу в обитель, и нам навстречу тянулся внеурочный звон, да такой чистый, что как-то особенно радовал даже неискушенное ухо. Потом-то мы поняли, что это в своем роде уникальный звонарь учил кого-то из молодых звонить в уникальные же колокола Андреевского монастыря. Получилось гостеприимно.

 

Встретил нас отец Александр Троицкий и увлек рассказом, в котором – эрудиция, объективность и уместный юмор. Имя его в качестве главного библиографа Синодальной библиотеки, расположенной ныне в Андреевском монастыре, упоминается в многотомнике «Сорок сороков» (издание 2004 г). Его должность в настоящее время звучит как заместитель директора Синодальной библиотеки, которая насчитывает более 200 тысяч томов церковных рукописей и книг, доступных всем интересующимся.
Многие из нас впервые узнали, что монастырь был построен и освящен в честь мученика Андрея Стратилата, а не Первозванного апостола. Причиной тому послужило внезапное и необъяснимое отступление от Москвы войск крымского хана Казы-Гирея, которое случилось летом 1591г, ровно в день памяти святого мученика (19 августа). Отвращена была огромная беда, а радость и благодарность людей Господу и святым заступникам жива и поныне. Судьба монастыря была непростой и неспокойной. После пожара в 1547г он был восстановлен лишь спустя примерно сто лет (1648г) «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым с целью поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского Богоявленского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». Среди приглашенных были Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В монастыре в это время была организована первая в Москве школа (Ртищевское братство). Позже ученые монахи трудились в Славяно-греко-латинской Академии, предшественнице МГУ. А Андреевский монастырь в период екатерининских реформ был закрыт и превращен в Воспитательный дом для беспризорников (1725-1730гг), вновь открывался на время и, наконец, был окончательно упразднен в 1765г. К тому моменту на территории монастыря существовало три храма – св. мч. Андрея Стратилата (надвратный), Воскресения Христова в Пленницах и Архангела Михаила (в трехъярусной колокольне). Название «в Пленницах» связано с тем, что ниже по Москва-реке разбирались и складывались плоты из бревен, так называемые поленницы. С закрытием монастыря его храмы были превращены в приходские, а в 1775г в нем разместилась женская богадельня, корпуса которой (восточный, северный и южный) мы видим и сегодня. После революции храмы закрыли (1924г), а монастырь еще несколько десятилетий использовался не по назначению. Помещения богадельни превратились в общежитие для рабочих Гознака, затем их сменили научно-исследовательские институты – ВНИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, далее ВНИИ метеорологической службы. И, наконец, основные вехи нашего времени: 1991г – указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре открыто Патриаршее подворье; 1996г – комплекс строений Андреевского монастыря был передан в безвозмездное безсрочное пользование Русской Православной Церкви; 2013г – определением Священного Синода Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником является Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт.
За годы закрытия монастыря погибло внутреннее убранство храмов, утрачены были очень многие ценности, среди которых – уникальные по своему звучанию колокола. К счастью, их звучание сохранилось на бумаге трудами талантливого московского звонаря-виртуоза, теоретика русского колокольного звона Константина Константиновича Сараджева. К. К. Сараджев, обладая уникальнейшим слухом, сделал нотную запись 317 звуковых спектров наиболее крупных колоколов всех московских церквей, монастырей и соборов (рукопись ныне хранится в музее Данилова монастыря). Именно это позволило вернуть к жизни великолепный звон тех времен. Отрадно, что и среди наших современников, пусть в Германии, есть мастера, для которых возможным оказалось практически чудо – возрождение голоса утраченных колоколов «с листа». Десять колоколов со строго заданными звуковыми свойствами, самый большой из которых весит 3 тонны, а самый маленький – 11 кг, были отлиты на заводе Рудольфа Пернера в Пассау. Впечатляет то, что завод этот имеет более четырех веков «непрерывного стажа». Оказалось к тому же, что необходимые и немалые средства были собраны прихожанами храмов Германии. Об этом нам рассказал замечательный бессменный звонарь Андреевского монастыря – Петр Алексеевич Колосов. Церковный колокольный звон – это очень серьезное действо, в этой области были и есть знаменитые фамилии, единицы, конечно. Вот и Петр Алексеевич – Мастер, который позволяет прекрасным колоколам Андреевского монастыря петь в полный голос. Надо сказать, открывается область очень богатая и обширная, желающий поближе ее изучить не пожалеет о потраченном времени.
В целом, реставрационные работы в монастыре начали проводиться в 70-х годах и с 1992г в храме Воскресения Христова идут регулярные богослужения. К слову, в этом храме на стене с северной стороны от алтаря, находится местночтимая икона Матери Божьей Казанская. Небольших размеров, темные лики. Обнаружена она была в 1812г в сгоревшей Москве. Стояла на кирпичах какого-то разрушенного дома без всяких опор вертикально, о чем сообщается на обороте иконы. Образ принадлежал архиепископу Михаилу (Чубу, ум.1985), поступил вместе с его архивом в Синодальную библиотеку. Приложились. Пресвятая Богородица, спаси нас.
В том же храме находится и уникальное по красоте деревянное ростовое Распятие XIXв., которое после изъятия в 1926г было вновь в середине 90-х годов возвращено монастырю Московским краеведческим музеем «Новый Иерусалим». Как сказал отец Александр, хранилось оно все эти семьдесят лет в разобранном виде в каких-то мешках. Ярчайшая характеристика времен, какие тут слова.
И обязательно нужно рассказать о росписи надвратного храма Андрея Стратилата, которую нам посчастливилось увидеть. Скорее, упомянуть, потому что для рассказа не хватит знаний и слов. С росписью стен, свода и иконостасом храма нас знакомили Ирина Павловна Зарон и Сергей Сергеевич Антонов – художник и скульптор, авторы увиденного нами.
Иконостас и фрески храма необычны; это понятно любому человеку, который почему-либо бывал в различных храмах и может сравнить. То, что мы увидели, сделано мастерски и по-особенному. Фон не белый, теплее. Яркости тонов нет, также как нет большого разнообразия цветов. Для свода и иконостаса соблюдена общая гамма, но на фресках свода тона намеренно приглушены, так что создается впечатление, будто фрески от смотрящих отделяет некая полупрозрачная пелена. Эффект иного мира, иной реальности. А может быть, это соответствие словам апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12).
В иконостасе справа от Царских врат – большая икона Воскресения Христова и затем икона Андрея Первозванного, слева – Покров Пресвятой Богородицы и Андрей Стратилат. Казалось бы, икона Андрея Стратилата в храме, освященном в его честь, должна располагаться второй справа, но существующее здесь расположение икон соответствует расположению приделов храма.
Свод центрального придела посвящен событиям из жизни Богородицы: Благовещение, Введение во храм, Покров, Успение. Алтарные преграды в боковых пределах расписаны фресками, на которых апостолы причащаются из рук Христа.
Ирина Павловна любезно давала нам пояснения, на предложение включить свет с пониманием отметила, что росписи от этого ярче не станут. Наверное, нелегко мастеру такого класса демонстрировать свои работы людям, не слишком сведущим. Очень хотелось выразить свое одобрение и признание красоты работы, только слабовато у нас с уместными словами. Если возможно, постарайтесь увидеть сами, это стоит того.
В нашей экскурсии была еще одна интересная страничка. Отец Максим, будучи первым заместителем председателя Учебного комитета РПЦ, пригласил желающих посмотреть комплекс помещений комитета в одном из зданий Андреевского монастыря. В помещениях только закончился ремонт и 14 ноября они были торжественно освящены ректором Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгением. В интерьере помещений, наряду с современным дизайном, использована одна своеобразная приметная деталь – почти во всех помещениях на потолке или вокруг окон сохранены открытыми участки кирпичной кладки XIX века. В остальном – деловой современный стиль, достойное техническое оснащение. По-хорошему завидуешь людям, которым предстоит здесь работать. Отец Максим остановился возле карты России, на которой цветными значками обозначены духовные семинарии; цвет значков соответствует тому или иному уровню духовного образования, которое предлагает то или иное из учреждений. Сразу же видно, что семинарии, в основном, сосредоточены поближе к Москве, подальше – пореже, а в Сибири и на Дальнем Востоке и вовсе единичные. Так было всегда; до революции, например, после десяти лет служения в тех краях священнику предоставляли место протоиерея в губернском городе, а это было очень высоко. Чтобы ярче представить себе сегодняшнее положение дел в Якутии, например, можно почитать публикацию епископа Якутского и Ленского Романа в журнале «Фома» за октябрь 2013г, которая приурочена была к 20-летию возрождения кафедры на той земле.
На повестке дня у Учебного комитета сегодня – серьезная реформа духовного образования в России, огромный и ответственный труд.
Мы стали немножко образованнее, мы немножко больше познакомились с Москвой и с историей. На душе светлее. Спасибо всем и Богу слава.

Перейти на полную версию