>>>>

Центральное викариатство

города Москвы

Официальный сайт

МЕНЮ

Ноябрь 17, 2014

Экскурсия прихожан храма прп. Серафима Саровского в Андреевский монастырь и Учебный комитет РПЦ.

15 ноября состоялась экскурсия от храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Андреевский монастырь и Учебный комитет Русской Православной Церкви. Около половины двенадцатого мы спускались от Академии наук по лесенке к входу в обитель, и нам навстречу тянулся внеурочный звон, да такой чистый, что как-то особенно радовал даже неискушенное ухо. Потом-то мы поняли, что это в своем роде уникальный звонарь учил кого-то из молодых звонить в уникальные же колокола Андреевского монастыря. Получилось гостеприимно.

 

Встретил нас отец Александр Троицкий и увлек рассказом, в котором – эрудиция, объективность и уместный юмор. Имя его в качестве главного библиографа Синодальной библиотеки, расположенной ныне в Андреевском монастыре, упоминается в многотомнике «Сорок сороков» (издание 2004 г). Его должность в настоящее время звучит как заместитель директора Синодальной библиотеки, которая насчитывает более 200 тысяч томов церковных рукописей и книг, доступных всем интересующимся.
Многие из нас впервые узнали, что монастырь был построен и освящен в честь мученика Андрея Стратилата, а не Первозванного апостола. Причиной тому послужило внезапное и необъяснимое отступление от Москвы войск крымского хана Казы-Гирея, которое случилось летом 1591г, ровно в день памяти святого мученика (19 августа). Отвращена была огромная беда, а радость и благодарность людей Господу и святым заступникам жива и поныне. Судьба монастыря была непростой и неспокойной. После пожара в 1547г он был восстановлен лишь спустя примерно сто лет (1648г) «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым с целью поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского Богоявленского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». Среди приглашенных были Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В монастыре в это время была организована первая в Москве школа (Ртищевское братство). Позже ученые монахи трудились в Славяно-греко-латинской Академии, предшественнице МГУ. А Андреевский монастырь в период екатерининских реформ был закрыт и превращен в Воспитательный дом для беспризорников (1725-1730гг), вновь открывался на время и, наконец, был окончательно упразднен в 1765г. К тому моменту на территории монастыря существовало три храма – св. мч. Андрея Стратилата (надвратный), Воскресения Христова в Пленницах и Архангела Михаила (в трехъярусной колокольне). Название «в Пленницах» связано с тем, что ниже по Москва-реке разбирались и складывались плоты из бревен, так называемые поленницы. С закрытием монастыря его храмы были превращены в приходские, а в 1775г в нем разместилась женская богадельня, корпуса которой (восточный, северный и южный) мы видим и сегодня. После революции храмы закрыли (1924г), а монастырь еще несколько десятилетий использовался не по назначению. Помещения богадельни превратились в общежитие для рабочих Гознака, затем их сменили научно-исследовательские институты – ВНИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, далее ВНИИ метеорологической службы. И, наконец, основные вехи нашего времени: 1991г – указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре открыто Патриаршее подворье; 1996г – комплекс строений Андреевского монастыря был передан в безвозмездное безсрочное пользование Русской Православной Церкви; 2013г – определением Священного Синода Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником является Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт.
За годы закрытия монастыря погибло внутреннее убранство храмов, утрачены были очень многие ценности, среди которых – уникальные по своему звучанию колокола. К счастью, их звучание сохранилось на бумаге трудами талантливого московского звонаря-виртуоза, теоретика русского колокольного звона Константина Константиновича Сараджева. К. К. Сараджев, обладая уникальнейшим слухом, сделал нотную запись 317 звуковых спектров наиболее крупных колоколов всех московских церквей, монастырей и соборов (рукопись ныне хранится в музее Данилова монастыря). Именно это позволило вернуть к жизни великолепный звон тех времен. Отрадно, что и среди наших современников, пусть в Германии, есть мастера, для которых возможным оказалось практически чудо – возрождение голоса утраченных колоколов «с листа». Десять колоколов со строго заданными звуковыми свойствами, самый большой из которых весит 3 тонны, а самый маленький – 11 кг, были отлиты на заводе Рудольфа Пернера в Пассау. Впечатляет то, что завод этот имеет более четырех веков «непрерывного стажа». Оказалось к тому же, что необходимые и немалые средства были собраны прихожанами храмов Германии. Об этом нам рассказал замечательный бессменный звонарь Андреевского монастыря – Петр Алексеевич Колосов. Церковный колокольный звон – это очень серьезное действо, в этой области были и есть знаменитые фамилии, единицы, конечно. Вот и Петр Алексеевич – Мастер, который позволяет прекрасным колоколам Андреевского монастыря петь в полный голос. Надо сказать, открывается область очень богатая и обширная, желающий поближе ее изучить не пожалеет о потраченном времени.
В целом, реставрационные работы в монастыре начали проводиться в 70-х годах и с 1992г в храме Воскресения Христова идут регулярные богослужения. К слову, в этом храме на стене с северной стороны от алтаря, находится местночтимая икона Матери Божьей Казанская. Небольших размеров, темные лики. Обнаружена она была в 1812г в сгоревшей Москве. Стояла на кирпичах какого-то разрушенного дома без всяких опор вертикально, о чем сообщается на обороте иконы. Образ принадлежал архиепископу Михаилу (Чубу, ум.1985), поступил вместе с его архивом в Синодальную библиотеку. Приложились. Пресвятая Богородица, спаси нас.
В том же храме находится и уникальное по красоте деревянное ростовое Распятие XIXв., которое после изъятия в 1926г было вновь в середине 90-х годов возвращено монастырю Московским краеведческим музеем «Новый Иерусалим». Как сказал отец Александр, хранилось оно все эти семьдесят лет в разобранном виде в каких-то мешках. Ярчайшая характеристика времен, какие тут слова.
И обязательно нужно рассказать о росписи надвратного храма Андрея Стратилата, которую нам посчастливилось увидеть. Скорее, упомянуть, потому что для рассказа не хватит знаний и слов. С росписью стен, свода и иконостасом храма нас знакомили Ирина Павловна Зарон и Сергей Сергеевич Антонов – художник и скульптор, авторы увиденного нами.
Иконостас и фрески храма необычны; это понятно любому человеку, который почему-либо бывал в различных храмах и может сравнить. То, что мы увидели, сделано мастерски и по-особенному. Фон не белый, теплее. Яркости тонов нет, также как нет большого разнообразия цветов. Для свода и иконостаса соблюдена общая гамма, но на фресках свода тона намеренно приглушены, так что создается впечатление, будто фрески от смотрящих отделяет некая полупрозрачная пелена. Эффект иного мира, иной реальности. А может быть, это соответствие словам апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12).
В иконостасе справа от Царских врат – большая икона Воскресения Христова и затем икона Андрея Первозванного, слева – Покров Пресвятой Богородицы и Андрей Стратилат. Казалось бы, икона Андрея Стратилата в храме, освященном в его честь, должна располагаться второй справа, но существующее здесь расположение икон соответствует расположению приделов храма.
Свод центрального придела посвящен событиям из жизни Богородицы: Благовещение, Введение во храм, Покров, Успение. Алтарные преграды в боковых пределах расписаны фресками, на которых апостолы причащаются из рук Христа.
Ирина Павловна любезно давала нам пояснения, на предложение включить свет с пониманием отметила, что росписи от этого ярче не станут. Наверное, нелегко мастеру такого класса демонстрировать свои работы людям, не слишком сведущим. Очень хотелось выразить свое одобрение и признание красоты работы, только слабовато у нас с уместными словами. Если возможно, постарайтесь увидеть сами, это стоит того.
В нашей экскурсии была еще одна интересная страничка. Отец Максим, будучи первым заместителем председателя Учебного комитета РПЦ, пригласил желающих посмотреть комплекс помещений комитета в одном из зданий Андреевского монастыря. В помещениях только закончился ремонт и 14 ноября они были торжественно освящены ректором Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгением. В интерьере помещений, наряду с современным дизайном, использована одна своеобразная приметная деталь – почти во всех помещениях на потолке или вокруг окон сохранены открытыми участки кирпичной кладки XIX века. В остальном – деловой современный стиль, достойное техническое оснащение. По-хорошему завидуешь людям, которым предстоит здесь работать. Отец Максим остановился возле карты России, на которой цветными значками обозначены духовные семинарии; цвет значков соответствует тому или иному уровню духовного образования, которое предлагает то или иное из учреждений. Сразу же видно, что семинарии, в основном, сосредоточены поближе к Москве, подальше – пореже, а в Сибири и на Дальнем Востоке и вовсе единичные. Так было всегда; до революции, например, после десяти лет служения в тех краях священнику предоставляли место протоиерея в губернском городе, а это было очень высоко. Чтобы ярче представить себе сегодняшнее положение дел в Якутии, например, можно почитать публикацию епископа Якутского и Ленского Романа в журнале «Фома» за октябрь 2013г, которая приурочена была к 20-летию возрождения кафедры на той земле.
На повестке дня у Учебного комитета сегодня – серьезная реформа духовного образования в России, огромный и ответственный труд.
Мы стали немножко образованнее, мы немножко больше познакомились с Москвой и с историей. На душе светлее. Спасибо всем и Богу слава.

Download WordPress Themes
Download Nulled WordPress Themes
Download Nulled WordPress Themes
Download Best WordPress Themes Free Download
free online course
download lenevo firmware
Download WordPress Themes
free download udemy paid course
Перейти на полную версию