Главная » Новости » Служение Викария » В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Воскресенский Дионисий совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Воскресенский Дионисий совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия святителя Василия Великого, которую возглавил митрополит Воскресенский Дионисий.

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Андрей Марущак; иереи: Димитрий Кельманов, Михаил Нараевский; протодиакон Николай Филатов; диакон Иоанн Клинцов, а так же: иерей Андрей Суровегин, временно служащего в храме равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы; иерей Виталий Казанцев, клирик храма Всемилостивого Спаса в Воронове г. Москвы.

За Литургией пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением регента Ильи Толкачева.

Проповедь перед причастием произнес иерей Артемий Ковалев, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

В завершении Богослужения Митрополит Дионисий обратился ко всем собравшимся со словом проповеди.

Затем владыка Дионисий поздравил ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева с днем тезоименитства и днем рождения. Отец Михаил обратился к владыке с ответным словом, обратив внимание всех присутствующих на то, что уже более полугода в Храме Христа Спасителя пребывает икона Благоверного великого князя Ростислава-Михаила, который был, как говорится в тропаре этому святому, «стpои́телем гpадо́в и цеpкве́й» и «сму́ты устpаня́л еси́, еди́нство хpаня́» и призвал всех, в столь сложные времена, молиться и перед образом этого великого угодника Божия о скорейшем восстановлении мира.

Затем многочисленные прихожане, сотрудники Храма Христа Спасителя, воспитанники детской и слушатели взрослой Воскресных школ поздравили отца Михаила с двойным торжеством.

Из истории возникновения Крестопоклонной недели

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

В то время продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов — чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Наверх